Русь до крещения поклонялась силам видимой природы и почитала предков.
Силы природы воплощались у древних славян в личные божества.
Первое место среди
них занимало божество солнца – Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос.
Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как
источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса – как покровителя стад
или «скотьяго бога»; «великим Хорсом» называли самое солнечное светило,
свершающее путь по небу.
Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась
гроза со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество –
Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом
солнца, почему Дажьбогу было присвоено отчество Сварожича.
Божество земли
носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога
и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян
той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой
мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни
особого сословия жрецов.
Кое-где на открытых местах ставились грубые
изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие;
этим и ограничивалось идоло служение.
Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства.
Замечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали греческого христианства.
Князь
Игорь, варяг по происхождению, и его варяжская дружина уже клялись славянским
Перуном и поклонялись его идолу.
Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы.
Прародительницы рода
назывались рожаницами и так же почитались, как и род. С падением родовых
связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил
семейный предок – дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо
управляющий ходом его хозяйства.
Вера в загробную жизнь, пронизавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки).
Веря в существование
таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ
в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и
живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые
совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так
создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом
предков.
Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали «поворот солнца на лето» особым праздником – колядою (от латинского calendae; другое название этого праздника «овсень» – от «о-ве-сень»). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца – проводы зимы, встреча весны («красная горка»), проводы лета (праздник «купалы»).
Одновременно шли праздники и в воспоминание
об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам –
«радуница», был летний праздник «русалий», такого же поминального характера.
Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое язычество. Они
удержались в народе даже до нашего времени. Некоторые слились с праздниками христианского календаря: коляда – к Святкам, проводы зимы – к масленице,
красная горка и радуница – к Святой и Фоминой неделям, «купала» и русалий – к
Иванову дню.
Комментариев нет:
Отправить комментарий